Национальный союз благотворителей
Негосударственная ассоциация благотворительных фондов и общественных организаций, работающих в сфере благотворительности и социальной помощи в Российской Федерации
+7 (843)
258-0-778

Члены и партнёры НСБ


Главная / Члены Национального союза благотворителей / Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями "Апрель"

Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями "Апрель"

Руководство: Трифонова Наталья Николаевна

Официальный сайт: http://rcaprel.ru/

Email: rcapril@mail.ru

Адрес и телефоны: г. Казань, ул. Восстания, д. 46 тел. 8 (843) 564-27-47, 557-49-34 факс: 564-51-79

Описание организации

" Вы знаете, а сегодня мы смогли… " - если встреча с родителями утром начинается с таких фраз, за которыми стоит ещё один маленький шажок в реабилитации ребёнка со множественными нарушениями в развитии, значит, работа специалистов Реабилитационного Центра для детей и подростков с ограниченными возможностями "Апрель" принесла радость и надежду ещё одной семье. А началось всё 11 лет назад… Точнее, всё началось с того момента, когда люди стали осознавать, что "особый" ребёнок - это не наказание для семьи. "Рождение ребенка с нарушениями психического и физического развития - это испытание. Такой ребенок самим своим существованием "испытывает" всех нас: родителей и родных - на истинность и крепость любви; педагогов и медиков - на верность профессиональному долгу и доброту; общество - на признание высоких духовных принципов и гуманистических идей, к которым долгим и трудным путем шло человечество". Всем известно, что наше государство организовало очень строгую и достаточно стройную систему помощи детям с конкретными проблемами через дошкольные и школьные учреждения. Система выстроена, но, как оказалось, детям с множественными нарушениями развития в ней нет достойного места Им была уготована жизнь только в интернатах, практически - жизнь без будущего. Многие родители не хотели отдавать своего "особого" ребёнка в интернат, пытаясь как - то организовать жизнь своих детей самостоятельно. Возникла жизненная необходимость реабилитации и абилитации детей с нарушениями в развитии вне стен интернатов и больниц. Во всём мире создаются реабилитационные центры для детей - инвалидов, проживающих в семьях: у нас же в стране они появились только в конце 1980-х годов, а для детей и подростков с ограниченными возможностями и того позже - в 1990-х годах. С первых дней Центр своей задачей поставил абилитацию и реабилитацию детей раннего возраста и помощь их семьям; работу с детьми и подростками с грубыми нарушениями в развитии, которых из-за тяжести их состояния, не принимают ни в какие детские учреждения. Наша работа основана на следующих принципах: Проживания в семье - воспитание вне семьи неизбежно ограничивает развитие ребенка и ухудшает его состояние, зачастую катастрофически, поэтому нашими специалистами оказывается максимально поддержка и помощь семье в воспитании "особого" ребенка. Раннего выявления - чем раннее выявлены отклонений в развитии ребёнка, тем более своевременной будет помощь. Занятия, а не лечения - регулярные психолого-педагогические занятия существенно эффективнее эпизодических консультаций и лекарственной помощи. Согласованности - обосновываясь на опыте, можем сказать, что наиболее высокие результаты развития и адаптации достигаются при сочетании и согласованных действиях семейного воспитания и помощи специалистов. Всеобщей обучаемости - чем тяжелее состояние ребенка, тем более (а не менее!) он нуждается в обучении, в правильно организованной образовательной среде. Интеграции - дети с разными возможностями, с нарушениями развития и без них - должны жить и взаимодействовать в максимально раздвинутых границах мира, в котором он может реализовать себя доступным ему способом. Межведомственного взаимодействия - помощь особому ребёнку должна быть комплексной, поэтому Центр взаимодействует с учреждениями образования, здравоохранения, медико-социальной экспертизы, некоммерческими и общественными организациями. В нашем Центре проходят реабилитацию дети с различными нарушениями: с заболеваниями ЦНС (в том числе органические поражения мозга, эпилепсия, глубокая умственная отсталость, тяжелые неврозы) с генетическими нарушениями и врожденными аномалиями (в том числе синдром Дауна, синдром Ретта, синдром Карнелии де Ланге, укорочения и деформации костно-мышечной системы) дети с психическими расстройствами и расстройствами поведения (в том числе ранний детский аутизм, шизофрения, гиперактивность) С первых лет существования Центра, сотрудниками проводится большая работа по привлечению средств спонсоров для оснащения его мебелью и специальным оборудованием, поэтому сегодня наш Центр выглядит по-домашнему уютно и комфортно. С открытия Центра ведущие специалисты стали выезжать на обучение в крупнейшие центры Москвы, Пскова, Санкт-Петербурга, к нам с обучающими семинарами приезжают специалисты из США, поэтому специалистами Центра результативно используются, наряду с традиционными формами и методами коррекционной работы, авторские, инновационные методы реабилитации, основанные на нейропсихологическом подходе (коррекция психических процессов на основе формирования пространственных представлений - метрических, топологических, структурных его характеристик); методы вербального и невербального взаимодействия; терапия движением тела, лечение положением тела, метод Бабат, кондуктивная терапия,кинезиотерапия, музыкальная терапия; логоритмика; методы Монтессори, Никитина; психотерапия; игротерапия; трудотерапия; дополнительная коммуникация; сенсорная интегративная терапия и др. Реабилитационная работа с детьми и их родителями проводится как индивидуально, так и в группах; как отдельными специалистами, так и междисциплинарной командой. Систематическая работа с родителями ведётся на всех этапах, она бывает и индивидуальной и групповой. Чаще всего, обращаясь за помощью, родители надеются как-то "исправить, вылечить", иногда даже спрашивают: "А как с этим бороться?" Так непросто привести родителей к пониманию того, что ребенок способен к развитию, но оно совершается и будет совершаться не совсем понятным для их образом… Что это значит, как помочь развитию именно такого ребенка, что могут сделать родители - все вопросы, возникающие в связи с этим, подробно обсуждаются совместно со специалистами. Родители должны понять, что ребенок, прежде всего, нуждается в эмоциональном покое, стабильности, поддержке со стороны взрослых, позволении "быть таким, каков он есть", он нуждается в том, что называется надежностью и доверием со стороны окружающих. В каждом отдельном случае рассматриваем, что может означать то или иное поведение ребенка, какое "послание" в нем заключено и как вести себя родителям в разных ситуациях. Основополагающий этап - принятие ребенка таким какой он есть. Без этого никакие попытки установления контакта с ним не принесут результата. Одновременно надо обязательно иметь в виду особенности восприятия ребенка с множественными нарушениями в развитии. В специальной литературе это называется "сенсорные нарушения". Притом что зрение, слух, обоняние могут быть не нарушены, ребенок иногда кажется "не слышащим", долго не различает цвета, испытывает сильную потребность обнюхивать предметы, не переносит определенных звуков или тональностей, может выделять только один "любимый" цвет. Например, чтобы все игрушки были голубыми. Мы учим родителей - по образному выражению французского врача Франсуазы Дальто - "работать на территории самого ребенка": всячески поощрять прикосновение ребенка к знакомым, близким людям - ощупывание, поглаживание, поцелуй и эмоционально выразительно пресекать его действия, если они причиняют боль. Доверие, надежность, поддержка помогают ребенку постепенно лучше воспринимать и переносить те внешние раздражители, которые раньше были непереносимы. Родители помогают малышу привыкнуть переносить доступное его возрасту разнообразие окружающего мира - людей, природы, предметов, действий. Сосредоточиться в этот момент на собственном внутреннем чувстве покоя, обрести равновесие внутри себя - очень трудно и непривычно, но развитие контактности, общения с собственным ребенком начинается именно в такой ситуации. В ситуации, когда родители от него не ждут непременного результата, не пугаются от его странных или неприятных действий, не вкладывают в них какой-то специальный смысл. Особо хотелось бы сказать о семейном клубе, где родители общаются с родителями других детей, имеющих схожие особенности в развитии. При таком общении нередко родители перестают чувствовать свое одиночество, свою обособленность и особенность. Ощущение того, что существуют семьи с такими же проблемами, нередко приободряет, а семьи, прошедшие этот путь раньше могут помочь советом по уходу за ребенком. Родители, общаясь между собой, перестают стесняться своих детей, меньше переживают из-за их своеобразного поведения, начинают доброжелательнее относиться к особенностям других. В результате такого общения налаживаются новые дружеские связи, жизнь приобретает новые оттенки. Помощь особому ребенку "... растягивается на много лет, в течение которых эффекты дней, недель и месяцев могут казаться удручающе малыми или вовсе отсутствующими. Но каждый, пусть даже самый малый шаг прогресса, драгоценен. Из этих, неуклюжих поначалу, шажков и шагов складывается общий путь улучшения и приспособления к жизни. Да, далеко не у каждого ребенка этот путь, окажется так велик, как того хотелось бы. Но обретенное на этом пути ребенком останется с ним и будет помогать ему жить более самостоятельно и уверенно".

Фотографии

Как начать работу с НСБ
какие благотворительные фонды и общественные организации могут стать членами НСБ
Если вы нуждаетесь в оказании помощи вы можете обратиться к членам НСБ по контактам, указанным в этом разделе
Если вы хотите помогать другим людям денежными средствами или собственным участием в качестве волонтера